Рейх Ольга Алексеевна

Мастер-класс «Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

02 июля [вт]

Мастер- класс

 «Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. В своей работе, я активно использую в качестве массажа разного рода мячики или шарики, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.

Цель: 

Повышение компетенции родителей  по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

• массажные мячи с колючками по количеству участников;

• комплекс пальчиковой гимнастики с использованием массажного мяча

Раздаточный материал:

• массажные мячи;

• буклет для родителей «Развиваем мелкую моторику».

Ход мастер - класса

1 часть теоретическая

 Я рада видеть вас на нашем мастер-классе.

Начну я с высказывания В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это высказывание раскрывает, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с массажными мячами. Все эти занятия помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

72aa662e2a1abc271349edec1b183d39.jpgundefined

С чего же начать это непростое восхождение? С пальчиковой гимнастики. Во-первых, она требует минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.

Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.

Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят.

Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.

2 часть (практическая)

Практика использования мяча в работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

игры с мячомотвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. Развивают общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве. Регулируют силу и точность движений. Развиваюти нормализуют эмоционально – волевую сферу, особенно важно для гиперактивных детей Активизируют непроизвольное внимание Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции Развивают мышечную силу, усиливая работу важных органов: легких, сердца, улучшают обмен веществ. 8a3bdd0f77eb938346c1c60a7569adb0.jpg

Все это является предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Использование пальчиковых игр и упражнений с мячом помогают детям:

сделать рывок в развитииречи – улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; укрепить физическое здоровье. d8faaf2b06a777ae7d2cbe442d2e785e.jpgundefined

Необходимо помнить три важных правила.

Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

Начинаем с разминки. Использовать можно небольшие мячики, шарики. Они легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывают из рук.

Игры с мячом – это высокоэффективный, универсальный доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детейИгры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослых и желания работать с детьми весело, интересно.

Методические пособия и литература.

  1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
  2. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
  3. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
  4. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
  5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.