Рейх Ольга Алексеевна

Клиническая картина детей с ОНР

 Клиническая картина детей с ОНР

ОНР наблюдается при различных формах детской речевой патологии. При очаговом поражении речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка (до формирования речи) возникает стойкое специфическое речевое недоразвитие (моторная алалия).

ОНР может наблюдаться на фоне рассеянной органической симптоматики или М М Дисфункции. В раннем возрасте у детей наблюдается повышенный или пониженный мышечный тонус, нарушения сна, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, снижение аппетита.

У некоторых детей отмечается задержка темпов психомоторного развития. К трём годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети не способны к длительной игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом. В дошкольном возрасте моторная неловкость остаётся выраженной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Наблюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. У детей отмечается недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

При сочетании ОНР с дизартрией у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и порезов. В первую очередь при этом нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются не резко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук, несформированность общего орального праксиса (т.е. движений, выполняющихся органами артикуляционного аппарата).

При не осложнённом варианте ОНР у детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы, скрашены проявления нарушений нервно-психической деятельности. В анамнезе нет указаний о патологии беременности и родов. Отмечается недоношенность, незрелость, общая соматическая ослабленность, частые простудные заболевания в первые месяцы жизни. В психическом облике у этих детей видны отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, что ограничивает речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствует осуществлению полноценной деятельности общения. Общее недоразвитие речи требует систематического коррекционного обучения и воспитания многих специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, психоневролога.

4 февраля 2018 в 18:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.