Рейх Ольга Алексеевна
"День космонавтики"Лексическая тема: «Космос» Существительные: космос,комета,космонавт,ракета,метеорит,корабль (космический),космодром,станция,спутник,полёт,планета, Планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.). Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться. Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное. Дидактические игры и упражнения. 1. Игра «Скажи наоборот» Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например: далёкий — близкий тесный — ... большой — улетать — ... высокий — взлетать — ... известный — ... включать — ... тёмный — ... подниматься — ... яркий — ... 2. Игра «Сосчитай-ка» Цель:развиватьграмматический стройречи(согласование существительных с числительными). Например: Одинбольшойметеорит,двабольшихметеорита,...,пять больших метеоритов. Одна яркая звезда, ... Одна быстрая ракета, ... Одна опытный космонавт, ... Одна далёкая планета, ... 3. Игра «Составь предложение» Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. Ходигры.Взрослыйпредлагаетреденкупослушать предложение,в которомвсесловапоменялисьместами,и построить правильное предложение. В, космонавт, летит, ракете. Звёзды, светят, небе, на. В, корабль, космический, полёт, отправляется. Падает, с , комета, неба, хвостатая. 4. Игра «Ориентировка » Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, зрительно-пространственные представления. Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их.Затем взрослый задаёт вопросы на ориентировку. Например: Назови букву,которая находится справа от буквы А (слева от И, между буквами А и У и т. д.).( Мы изучили буквы А О У И) Затемвзрослый называеттолькоцифры( Мы изучили 1 2 3 4 5 6 )
5. Игра «Портрет пришельца» Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов! 6. Игра «Космические пазлы». Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет? 7. Игра «Что лишнее и почему?» Солнце, Луна, лампа. Звезда, планета, ракета. Прилуниться, припозднится, приземлиться. 8. Игра «Собери предложение.» Луна, это, Земля, спутник. Луна, Земля, меньше. Луна, вращаться, Земля, вокруг. Корабль, на, летит, космический, Луна. Яркие, небо, большие, на, звезды. Мы, Земля, живем, планета, на. Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет. В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят. Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются. 9. Игра «Скажи наоборот». Далеко- близко. Высоко – низко. Улететь - … Взлететь - … Темно - … Ярко - … Тесно - … Где какой? На Земле – земной. На Луне - … лунный На солнце - … солнечный. 10. Игра «Один – много» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д. 11. Игра «Ракета и космонавт». Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с. Игра «Ракета и космонавт» Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ. Оборудование: помещает на фланелеграф планеты, звёзды и ракету, к которой «привязан» космонавт. Ход: родитель спрашивает , где находится ракета, инопланетянин и т.д Игра «Исправь ошибки» Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления. Ход: Космонавт продает мебель. Шофер приготовился к полёту на Марс. Почтальон продаёт газеты в киоске. В парикмахерской подстригает людей медсестра. Портниха покрасила окна. Повар приготовила нитки и пришила пуговицы. С детьми проводит занятие кассир. 1. Игра «Чего не стало?» Цель: развитие зрительного внимания и памяти. Ход: Взрослый просит внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Взрослый закрывает одну из картинок. Ребенок открывает глаза и называет, чего не стало. 2. Игра «Подбери признак» Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?» Согласование существительного с прилагательным. Ход: Взрослый предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос: космонавт (какой?) — .... ракета (какая?) - …. Небо (какое?) - ….
Отгадай загадки. На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на … ракете. *** Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется … земля *** Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд калейдоскоп Астрономы в … телескоп *** Океан бездонный, Океан бескрайний, Безвоздушный, темный, И необычайный, В нем живут Вселенные, Звезды и кометы, Есть и обитаемые, Может быть, планеты. Космос. *** Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт …. Гагарин. *** Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснет … Луна. Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной — наш дом родной. В. Степанов ********** По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. Аркадий Хайт Тексты для пересказа (на выбор) ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ? — А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик. Лягушонок задумался и сказал: — Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большиемедведидумают:«Звёзды—этоснежинки,что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушайменялучше.Мнекажется,виноватбольшой дождь.После большого дождярастут большиецветы.А ещё мнекажется,когда они достаютголовой небо,то изасыпают там. — Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. Г. Цыферов Вопросы: О чём спросил кузнечик однажды? Что сказал лягушонок? Что говорили большие слоны о звёздах? Что думали о звёздах большие медведи? Что рассказал о звёздах лягушонок? Солнце. Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество. Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло. Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом. Солнце в сотнм раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца. М. Бул Вопросы: 1. Что такое Солнце? 2. Что дает Солнце людям? 3. Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу? Почему Солнце всходит и заходит? Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли.иНа самом деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в другой раз - на темной, и у нас наступает ночь. М. Бул Вопросы: 1. Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли? 2. Что происходит на самом деле?
Космические станции. В будующем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды. Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса. М.Бул Вопросы: 1. Для чего нужны космические станции? 2. Что сегодня делают на космических станциях?
14 апреля 2020 в 20:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.